Составление технического задания на разработку по
26.06.2017
Каждый из нас знает как важно изначально спланировать свою деятельность и только потом начать действовать. Всегда нужно что-то брать за основу. В случае с проектной деятельностью, необходимо разработать техническое задание*, которое как раз и является фундаментом для всех последующих работ над проектом. Оно помогает активизировать процесс, делает работу слаженной, прозрачной и продуктивной.
*Техническое задание – документ, где прописываются цели и задачи, временные рамки, критерии приемки работ, этапы и сроки, которые ставит заказчик перед проектом. Он не имеет стандартной общепризнанной формы и фиксированного объема, разрабатывается индивидуально под каждый проект, если иного не предусмотрено.
Без правильно составленного технического задания при разработке ПО многие компании сталкиваются со стеной непонимания со стороны Заказчика. Зачастую сам клиент может препятствовать нормальной работе над проектом. В результате, при отсутствии четкой схемы проекта невозможно даже приблизительно представить, сколько времени потребуется на его реализацию и какие затраты он понесет. В некоторой степени, это связано и с недостаточной компетенцией проект-менеджера, который пошел на поводу у Заказчика и не отстоял свою точку зрения.
Основные этапы для формирования грамотного технического задания или присказка о том, как сэкономить Ваш бюджет и нервы
На примере нашей компании можно рассмотреть разделение процесса подготовки ТЗ на 6 этапов:
1. Сбор и анализ требований к проекту;2. Поиск похожих информационных систем, оценка функционала;
3. Анализ потребностей целевой аудитории;
4. Формирование требований к информации и функционалу;
5. Разработка прототипа;
6. Написание технического задания;
К техническому заданию также нужно заранее составить критерии оценивания, по которым мы можем понять, что задачи выполнены так, как хотел бы клиент.
Важно: найдите для написания ТЗ “превосходного писателя”. Он должен обладать полной информацией о проекте (какие цели, какой функционал, кто конечный пользователь, стоит ли предусмотреть расширение возможностей проекта в перспективе и прочее) и излагать любую идею так, чтобы ее мог понять каждый.
А теперь перейдем к содержанию ТЗ
Нет стандартного шаблона по составлению технического задания. Оно зависит от организации, её процессов и других факторов. В зависимости от этого, некоторые ТЗ могут быть простыми, а другие более сложными и подробными.
Мы же рассмотрим основные пункты, которые должны присутствовать в каждом документе.
Состав типового технического задания
Давайте рассмотрим, из чего же состоит типовое техническое задание, вне зависимости от выбранного ГОСТа:
1. Организационная информация – прописываем полное и краткое названия, условное обозначение разрабатываемого ПО;
2. Обозначить для чего, в какой области и с какой целью разрабатывается программное обеспечение;
3. В этом пункте составляем перечень и описание функций разрабатываемого ПО;
4. Разработка структуры – описание архитектуры и компонентов;
2. Обозначить для чего, в какой области и с какой целью разрабатывается программное обеспечение;
3. В этом пункте составляем перечень и описание функций разрабатываемого ПО;
4. Разработка структуры – описание архитектуры и компонентов;
рис.1. Разработка структуры ПО на примере веб-приложения
5. Создание прототипа ПО;
рис. 2. Пример прототипа разрабатываемого нами онлайн-сервиса с вложенной функцией калькулятора. Проработать пользовательский интерфейс
6. Проработать возможности пользовательского интерфейса;
7. Разработать и согласовать интерактивный прототип проекта;
8. Подготовить всю документацию в соответствии с требованиями ГОСТов;
9. Четко указать стадии и этапы разработки. В какой последовательности и как будет разрабатывать проект;
10. Порядок контроля и приемка – как именно будет происходить сдача разработанного проекта Заказчику.
7. Разработать и согласовать интерактивный прототип проекта;
8. Подготовить всю документацию в соответствии с требованиями ГОСТов;
9. Четко указать стадии и этапы разработки. В какой последовательности и как будет разрабатывать проект;
10. Порядок контроля и приемка – как именно будет происходить сдача разработанного проекта Заказчику.
Составили ТЗ, что делать дальше?
Необходимо определить методологию управления проектной деятельностью. Это, конечно же, совершенно другая история и сейчас мы затронем ее поверхностно, чтобы сформировать общие представления.
Если в проекте техническое задание нечетко сформулировано или будет подвергаться неоднократным изменениям, то в этом случае желательно использовать принципы методологии Scrum. Следовательно, процесс разработки и составление технического задания будет делиться на блоки, и Заказчик сможет поэтапно вносить корректировки в проект. Это оптимальное решение для того, чтобы клиент и менеджер четко понимали, что нужно делать.
С другой стороны, если ТЗ сформулировано однозначно и ясны общие цели, функционал, сроки, то можно использовать, например, водопадную модель (Waterfall). Водопадная модель удобна тем, что работа организовывается последовательно по этапам. Причем переход на следующий этап возможен только после того, как будут полностью завершены все задачи на предыдущем. В конце каждого шага нужно предоставлять полный комплект документации, это необходимо, чтобы ведение проекта могло быть продолжено другой командой разработчиков.
Наша компания имеет большой опыт в разработке программного обеспечения. Если Вас заинтересовала разработка ПО Вы можете проконсультироваться с нашими специалистами по контактным данным:
sale@ritg.ru
+7 (495) 725-43-75
Мы в социальных сетях:
ВКонтакте
Facebook
YouTube
Instagram
sale@ritg.ru
+7 (495) 725-43-75
Мы в социальных сетях:
ВКонтакте
YouTube